Все социальные сети созданы для того, чтобы упростить взаимодействие между людьми разных возрастов и географического расположения. Однако у каждой появляется своя аудитория: в TikTok – преимущественно молодежь, а в Одноклассниках – люди больше 50 лет, в ВК – люди молодого и среднего возраста. Есть и исключения, но большая часть людей приблизительно этих возрастных групп. Facebook всегда позиционировался в качестве универсальной социальной сети, но в последнее время здесь все больше людей зрелого и преклонного возраста, все меньше – молодежи.
Откуда растут ноги?
Данные самой компании уже который год фиксируют отток молодой аудитории на уровне от 13 до 20% в год. Некогда молодежная социальная сеть все больше стареет. Если такими темпами пойдет дальше, ей грозит «кризис среднего возраста». Точно такая же тенденция наблюдается и во всех европейских, да и других развитых странах. Россия, США, Китай – все они стареют.
Вот один из внутренних слайдов Facebook, на котором поднят прямо вопрос: «Почему мы акцентируем внимание на подростках?». Естественно, цель коммерческая: «Такая аудитория ценная, хотя еще и не может быть использована». Естественно, ведь в 17 лет молодежь начинает получать личные деньги и обладает самостоятельностью, а значит – готова тратить деньги на все, что угодно. Это полноценный потребитель. Чем лучше ее обработают, тем дольше будет наблюдаться спрос на продукты компании. Потенциально речь идет о постоянном покупателе.
Размеры оттока молодежи
Пришло время посмотреть реальные графики – отчеты Facebook в разные годы существования. Ниже приведен график снижения интереса молодежи к Facebook в 2011-2013 годах (смотрите на нижнюю кривую).
Еще один не менее интересный график от 2017 года показывает результаты собственного расследования Facebook. Здесь видно, что самый большой интерес соцсеть провоцирует у людей старшего возраста, более 65 лет (колонка синего цвета). При этом наименьший интерес наблюдается у людей 22 года.
Почему молодые люди игнорируют Facebook?
В Facebook уже давно знают о проблеме оттока молодых людей и пытается восстановить репутацию молодежной социальной сети. Для этого постоянно проводятся исследования, создаются скандальные новости, в том числе утечки внутренних документов. Среди прочего есть отчеты об остановке социального развития, который и является причиной исчезновения интереса со стороны молодежи. На это указывает и приток людей в TikTok, Pinterest и Tumblr и другие соцсети. Людям до 25 лет просто не интересно находиться в постоянном окружении «пенсионеров». Пожилые люди, в свою очередь, используют Facebook из-за того, что привыкли к нему (одна из старейших соцсетей) и там есть все их друзья.
Еще одна причина – неравенство в правах, хотя официальная идеология гласит обратное. В слитых документах есть интересный фрагмент кода. Он для «особых» пользователей делает отложенную проверку, то есть их посты публикуются сразу, без задержек, в отличие от остальных людей. При чем количество таких «избранных» составляет 5,8 млн из 2 млрд ежедневных пользователей. Вроде бы и много, но не дотягивает и до 3% от всего количества. Любой активный пользователь видел публикации, идущие в разрез с правилами Facebook, тем не менее висящих в их социальной сети годами.
Главная причина заключается в том, что молодежь хочет просто прийти в соцсеть для развлечения. У Facebook же совсем другие задачи – попытаться выкачать деньги с их родителей любым доступным способом. Уже сейчас крупные исследования среди молодежи указывают, что Facebook предстает в их глазах, как социальная сеть для «старперов». Наверное, сейчас в полной мере раскрывается ассоциация с «Одноклассниками».
Что с этим делает социальная сеть?
Здесь заявления Facebook вызывают ухмылку. Их выводы, результаты исследований противоположны тем, что проводят независимые агентства. Вот несколько забавных моментов:
- «Молодежь утверждает, что соцсеть не должна содержать кучи разглагольствований и обвинений»
- «Facebook должен давать возможность взаимодействовать с наставниками для их профессионального роста».
- «Мы должны напомнить о том, что после ухода из Facebook, они теряют связь с сотнями своих друзей».
Перечисленные тезисы привели социальную сеть к паре умозаключений: «Здоровье» и «Наставничество».
Что-то все из перечисленного не состыковывается с реальностью. Молодежь и приходит в сети для разглагольствования и обсуждения чего-нибудь, а не для наставничества. Если нужно что-то изучить, есть куча ресурсов, которые помогут это сделать лучше и быстрее. Вопрос здоровья и наставничества стоит так же далеко, как неприязнь большей части молодежи к «холиварам». На счет друзей в социальной сети – тоже очень сомнительно, большинство из них являются всего лишь аватарами, с которыми никто уже очень давно (а может и никогда) не ведет беседы.
Краткий итог
Какие сейчас наблюдаются тенденции в виртуальном мире:
- Facebook каждый год теряет пятую часть подростковой аудитории, при этом общие посещения сайт стабильны. То есть их место занимают пенсионеры. Даже оставшиеся молодежные аккаунты являются мертвыми или обновляются очень редко.
- Компания хочет научиться как можно лучше продавать свои продукты молодым людям, которым это совсем не нужно.
- В Snapchat, TikTok, Телеграм продолжается приток молодых людей, которым здесь намного интереснее.
- Все, кто активно пользуется Facebook, расцениваются подростками, как престарелые люди.
Еще одна важная проблема Facebook – текстовый формат общения. Сейчас его вытесняют видео и 3D-аватары. Для тех, кто желает развития, в большинстве случаев это молодежь, Facebook морально устарел. Пенсионеры, которых большая часть в сети, как раз любят ее из-за привычного внешнего вида. Они не примут обновление. Естественно, социальная сеть не бросит своих «главных» пользователей в угоду молодежи, которая может и не вернуться. А значит, положение дел вряд ли изменится в ближайшие годы. Ассоциация Facebook и пенсионеров будет только укрепляться. Возможно, социальная сеть просто вытеснит Одноклассники или будет дополнением.